anonimi (ex_anonimi) wrote in meast_ru,
anonimi
ex_anonimi
meast_ru

Categories:


Псалом, А. Галич

Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного --
Две пригоршни глины всего.

И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.

Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.

И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!

Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей --
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
-- Иди и убей !..

И канули годы.
И снова -
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
-- Иди и убей!

И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворенный из страха,
Шептал мне:
-- Иди и убей!

Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог --
На поиски доброго Бога
И -- ах, да поможет мне Бог!

15 января 1971



Посмотрел вчера первую часть документального фильма "Грядущая Война". И "печаль поселилась в сердце моем."

Я давно удалил свой журнал и не буду открывать новый только для того, чтобы написать эту заметку.

На возможные укоры анонимностью и предложения "открыть личико", сразу же отвечаю: вы правы, но мне недосуг. Посему прошу простить великодушно... Считайте это дисклеймером.

Теперь по-существу фильма и поднимаемых в нем проблем. Хотя нет. Сначала все-таки нужен второй дисклеймер, о котором "забыл" Второй Канал. Что-то вроде: "Выбор редакцией времени для показа, разумеется, не случаен. Если вы против Отделения, так что же получается, вы за этих фашиствующих религиозных фанатиков?! Вы же интеллигентные люди. Как можно?!"

К чести авторов, этого в самом фильме нет. Поэтому его содержание можно обсуждать. Разумеется, не забывая про дисклеймер.

Как я понимаю, мы получили довольно редкую возможность ознакомиться с "химически чистой" точкой зрения определенной группы населения. Тех, кого в Израиле принято называть обтекаемо "ультра-правыми". В просторечии же, - это точка зрения "Ках". Авторы попросту предоставили им трибуну. Комментариев в фильме почти нет. И это очень увеличивает его ценность.

Нет смысла обсуждать идеологию и историю "Ках". Они всем давным-давно известны. Но одно дело рассуждать абстрактно, другое - видеть результаты их деятельности, которые несложно экстраполировать.

Я всматривался в лица этих людей, вслушивался в то, что они говорят и пытался представить себе какое общество построили бы они, если бы получили власть. Некоторое представление об этом светлом будущем можно было получить.

Вот, например, земледелец и скотовод, живущий трудом рук своих. Он и его семья питаются лишь тем, что вырастили и выхолили, у них нет электричества, водопровода, телефона. Интернет, думаю, можно не упоминать. Их дом похож на те библейские хатки, которые сегодня можно видеть, например в археологическом парке в Кацрине. Они изучают ТАНАХ и Талмуд. Все соблюдают тарьяг. Они, наконец-то, выгнали или убили Амалека. Читай - всех гоев. У них конституционная монархия. Конституцией служит Галаха.

Что-то мне это напоминает... Э! Так это же Афганистан при Талибах... В этом обществе нет места художникам и скульпторам. В этом обществе нет места писателям. Какой смысл создавать новые тексты? Разрешается, однако, комментировать комментарии к религиозному канону. В этом обществе нет места науке и технологии, ибо они предполагают вольнодумство и любопытство. А какое может быть любопытство, если все и так известно?

Фактически, идеалом "Ках" является регрессия на даже не догосударственный уровень, а на доцивилизационный. Именно так, как это произошло в Афганистане.

Говорят, заставь дурака Богу молиться, так он лоб расшибет. Эти люди хотят большой войны, (и не стесняясь говорят об этом в фильме, за что им большая благодарность), они хотят развала нашего государства, потому что это наконец-то, по их мнению, принесет Избавление и ускорит пришествие Машиаха. Их религия подсказывает им такой ход мысли. Так они чувствуют. И ход их мысли логичен, как всякая параноя.

Человек годами изучает сложные тексты, комментарии к ним и комментарии комментариев, ищет духовности. И каков же итог этих духовных исканий? Да в точности такой же, как у талиба, который точно так же ищет духовности и изучает тексты: смастерить бомбу и взорвать с ее помощью побольше вражеских детей.

Следует понимать, что сходство это не случайное. Это просто доведение до логического конца религиозных догматов. Это результат попыток построения на этих догматах государства в наше время. Это бич нашего времени - фундаментализм.
Лекарство от этого заболевания давно создано: разделение между религией и государством. Именно религиозные люди сегодня должны бороться за отделение религии от государства.

Тут требуется некоторое пояснение. Как, скажут мне, вы перешли от "Ках" к отношениям между религией и государством? О чем, собственно речь, ведь "Ках" и так не участвует во власти.

Поясню. Разница между умеренно-религиозными кругами и ультра в том, что, хотя идеалом в обоих случаях служит государство по Галахе, ультра хотят построить его здесь и сейчас, не особенно сообразуясь с реальностью. Это очень важное различие и им не стоит пренебрегать. (Фактически то же самое наблюдается в ультра-левом лагере: мир любой ценой. Здесь и сейчас.)

Тем не менее этого различия между нормальным религиозным человеком и ультра-религиозным в наше время уже недостаточно. Должен найтись новый Рабби Иоханан Бен-Заккай (блаженна память праведника), который трансформирует нашу религию внешне, сохранив ее дух и весь позитивный капитал накопленный поколениями. Как это будет сделано, кем и когда я не знаю. Но это реальный вызов и найдется тот (те), кто его примет (примут).

Я могу только сказать в чем, по-моему, должна быть суть этой трансформации. В том, что меинстримом станет понимание, что современное еврейское государство не строится исключительно на Галахе. Роль Галахи в частной жизни гражданина. Роль еврейского демократического государства в том, чтобы обеспечить гражданину возможность жить достойно не нарушая принципов Галахи.

Если таково будет массовое религиозное сознание, и только в этом случае, "Ках" станет подлинно маргинальным.

Религия, которая приказывает сознательно убивать детей - не моя религия. Бог нашептавший смастерить бомбу - не мой Бог. Существует определенный психологический барьер сказать "своим": вы извратили мою религию. Вы профанируете мою веру. Вы слепые ведущие слепых. Для еврея это особенно трудно, даже если он нерелигиозен. Ведь тут же раздается тысячекратно повторенный аргумент: весь сионизм построен на ТАНАХе, на заповедях, на религии, на Обетовании.

Это вранье. Мы здесь, потому что на этой земле, и ни на какой другой, мы сложились как народ. Здесь разворачивалась наша история. Эта земля полна материальными свидетельствами присутствия здесь наших предков. Здесь мы создали свою уникальную культуру. Здесь сложился наш язык. Да, эта культура носила (и носит) религиозный характер. В те далекие уже времена, не было разделения между культурой и религией. Это естественно. Так вот всего этого достаточно, чтобы обосновать наши права на эту землю, которая не случайно наша Историческая Родина. И если бы мы создали тут религию пантеистическую, это ничего бы не изменило в наших исторических правах. ТАНАХ только подтверждает и закрепляет их, как еще одно материальное свидетельство но обоснование всех наших прав на эту землю божественным решением попросту избыточно.

Более того, обоснование наших прав только Божественным Обетование попросту абсурдно и опасно. Какой смысл в таком обосновании для, скажем, буддиста, индуиста или конфуцианца? А вот, то, что приведено выше носит вполне абсолютный и неоспоримый характер.

Мы пришли сюда не для того, чтобы рабски воспроизвести реальность двухтысячелетней давности. Мы пришли создать новое из элементов старого. И в этом контексте наша религия, моя религия - связующее звено. Но мы не фундаменталисты. По крайней мере, большинство из нас. По крайней мере пока. Со времен ТАНАХА и Мишны мы создали Шолом-Алейхема, Мохер-Сфорима, Переца, еврейский театр, еврейское кино, науку, еврейскую живопись. Сефарды создали потрясающую любовную лирику. Мы создали собственную страну, армию, институты власти.
Мы возродили страну лежавшую в запустении и превратили ее в промышленно развитую...

Да ведь и гои не сидели без дела эти тысячи лет. Они создали совреманную демократию, высокое искусство, современную науку, медицину, и т.д. и т.п.

Это все нам предлагается отбросить, если следовать логике наших талибов. Этого времени, как бы нет. Эти достижения не имеют ценности. Им Избавление подавай. Сейчас. И только средствами описанными в каноне.

Идеология "Ках" сегодня маргинальна. Но она уже не так маргинальна, как 5 лет назад и 10 лет назад (в этом большая доля вины левых, но это отдельная опера). Я не исключаю возможности, что, как в Афганистане и Иране, эти маргинальные фундаменталистские силы превратятся в мейнстрим, при благоприятных для них обстоятельствах. Ведь, как сказано выше, массовое религиозное сознание разделяет конечную цель этого движения.

И вот тогда наше присутствие здесь потеряет смысл. Для меня. Я перееду (если успею) ждать машиаха в другое место, ибо к безумцам он не придет.

Но... Я все-таки иррационально верю, что, как неоднократно бывало в нашей истории, нынешний системный кризис будет преодолен.

И будем светочем для народов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments