evkam (evkam) wrote in meast_ru,
evkam
evkam
meast_ru

"МОЖЕМ ЛИ МЫ БЕСПРИСТРАСТНО СУДИТЬ ПРОШЛОЕ?"

(ответ Ханны Арендт Гершому Шолему)

Обмен письмами между Гершомом Шолемом и Ханной Арендт стал одним из знаковых эпизодов полемики вокруг книги «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме».

В своем письме Шолем упрекает Арендт в «отсутствии любви к еврейству», Притом что он видит ее прежде всего «дочерью еврейского народа». Эти акценты возмутили Арендт, ответившую Шолему большим письмом. Это письмо, как и сама книга Арендт, долгое время не публиковались в Израиле.

Арендт ответила:

«В моей книге нет никакой связи с «любовью» или «ненависстью» к Израилю. Просто потому, что любовь не является для меня предметом рассмотрения.

Любовь к еврейству выглядит для меня подозрительной. Потому, что я сама — еврейка. И я не могу любить себя или какую-то вещь, являющуюся частью меня. Позвольте мне привести здесь фрагмент моего разговора с видным политическим деятелем (Голдой Меир). Она защищала принцип нераздельности религии и государства в Израиле. «Как социалист, я не верю в бога; я верю в еврейский народ». Я могла бы ответить ей: «Величие этого народа в том, что в прошлом он верил в Бога. И величие инарода определялось этой верой. Ныне этот народ верит только в себя?»

В этом смысле я не «люблю» еврейский народ и не «верю» в него. Я просто принадлежу ему. Не может быть любви к родине без оппозиции ей. И потому беды в которых повинен мой народ, важнее для меня бед, приносимых другими народами.
В своей книге я не спрашиваю, почему евреи пошли на смерть. На давление и террор они реагировали так же как все другие народы. Мой вопрос — взаимодействие еврейских функционеров с угнетателями в ходе «окончательного решения». Они не были преступниками ни в 1941 ни в 1942 году. Все что они делали в этот перирод понятно и простительно. Вот то что они делали позже, уже проблематично. Эта проблема затрагивалась в суде и мой долг был об этом свидетельствовать. Ты полагаешь, что еще не время взвешенно судить об этом. Мое мнение- придти к согласию с прошлым мы сможем, только если будем беспристрастно судить его.

Я сказала, что если не было возможности сопротивления, то была возможность неучастия.Чтобы не делать что-либо человек не обязан быть святым. Достаточно просто сказать: я — простой еврей. И я не обязан занимать какую-то должность (в юденрате).

Вопрос вообще не в самих людях, а в их мотивах. Их мы имеем право судить. Притом что это не были условия концлагеря- давление и террор. Эти люди действовали в условиях относительной свободы решений и действий. Они могли сказать: прошу освободить меня от этой убийственной должности. Иничего с ними бы не случилось.

В политике нас интересуют просто люди, а не герои и не праведники. И принцип «неучастия» стал решающим».

(Эдит Зиртель. Нация и смерть. История, память и политика. Стр 208-210)

Через десять лет после письма Арендт Шолему Александр Солженицын провозгласит тот же принцип.

«И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня! И это — прорез во мнимом кольце нашего бездействия! — самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отша- тываются ото лжи — она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях»

http://www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_i_rechi/v_sovetskom_soyuze/jzit_ne_po_ljzi.pdf

Итак в одном случае личное неучастие — предпосылка разрушения механизма уничтожения. В другом — разрушения тоталитарной лжи.

Но люди этого не сделали.

Subscribe

  • От нашего гетто вашему

    Сегодня проходит заседание FDA на тему выдачи разрешения на укалывание 3-й дозой шмурдяка made in Pfizer. Предидущие попытки были не слишком удачны,…

  • АКЦИИ ВОЗМЕЗДИЯ: БЕН ГУРИОН ПРОТИВ ШАРЕТА.

    После операции «Черная стрела» предпринятой в ответ на набеги вооруженных фидаинов серьезные расхождения в понимании необходимости акций…

  • (no subject)

    *** Шмурдяк очень не любил вакцинироваться. Он уже сделал это с удовольствием три раза. Он не верил ни премьеру, ни минздраву - переживал, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments