la_monde (la_monde) wrote in meast_ru,
la_monde
la_monde
meast_ru

Демократия и Еврейское Государство

Copyright notice:
Всё ниже написанное является вольным пересказом статьи 
А. Якобсона и А. Рубенштейна "Democratic Norms, Diasporas, and Israel’s Law of Return" с комментариями и дополнениями.

Основная критика государства Израиль как "еврейского демократического государства" обычно заключается в том что само понятие еврейского государства противоречит принципам либеральной демократии, а одно из основных производных "еврейского государства" - "Закон о Возвращении" есть явный пример того что Израиль является не-демократичным и/или расистским государством.

Начнём с начала.
Израиль является "еврейским демократическим государством" с самого начала, и когда заходит речь о признании Израиля как государство еврейского народа речь идёт о признании того что существует уже 62 года.
В декларации независимости отцы-основатели написали  "
אנו מכריזים בזאת על הקמת מדינה יהודית בארץ ישראל, היא מדינת ישראל" ("провозглашаем создание еврейского государства в Эрец-Исраэль — Государства Израиль"). Добавив ниже о равноправии всех граждан, свободе совести и.т.п. они по сути дела заявили о создании еврейского демократического государства.
В 1985-ом году была принята поправка к закону
"О Кнессете" (7.א) запрещающая списку баллотироваться в Кнессет если в его целях или программе есть отрицание существования Израиля как еврейского демократического государства. Тем самым подтвердив де-юре то что существовало до этого де-факто.

Что же такое "еврейское демократическое государство"?
Незадолго до выборов в Кнессет 16-го созыва (выборы были в Январе 2003-го) А. Барак написал в
постановлении БАГАЦА (дело было на тему разрешать ли А. Бшаре А. Тиби и Б. Марзелю баллотироваться на выборах) что основными принципами государства Израиль являются

1. Право любого еврея репатриироваться в Израиль, в государство где евреи являются большинством.
2. Государство где иврит является государственным языком.
3. Государство где основные символы и праздники олицетворяют национальное становление еврейского народа.
4. Государство чье культурное наследие основано на культурном наследии еврейского народа.
- принципы Израиля как еврейского государства
5. Государство где суверенном являются все граждане и выражают свой суверенитет свободными и равными выборами.
6. Государство признающее честь достоинство и равенство людей, разделение ветвей власти и главенство законов.
- принципы Израиля как демократического государства

Так как у нас в стране прецедентное право, то до принятия какого-либо закона по теме и/или нового постановления БАГАЦА эти шесть пунктов и есть определение "еврейского демократического государства".

Государственный язык, символы, праздники и культурное наследие определённой нации не противоречат демократии, иначе бы не было-бы возможно ни одно демократическое национальное государство.

У критиков остаётся лишь закон о возвращении - право любого еврея репатриироваться в Израиль, но об этом позже,  плюс мелкое жульничество в виде демагогического приёма:
Еврейское государство не может быть демократией, так как еврейское государство = иудейское, а значит не демократическое!  Это утверждение не выдерживает никакой критики просто потому что изначальная посылка "еврейское государство = иудейское" ложна.
Начнём с того что отцы-основатели, в большинстве своём, были "социалисты безбожники" и сионизм был национальным движением оторванным от религии. Ничто в самом государстве де-факто и де-юре не указывает на это равенство (еврейское = иудейское).
Во первых - отделение религии от государства ни в коей мере не является условием для демократии в стране, или нам придётся отказать в праве называться демократиями Норвегии, Дании, Англии, Греции, Финляндии (и ещё нескольким странам).
Во вторых - признание государством религиозных институтов на противоречит нормам либеральной демократии если равные религиозные права гарантированы всем гражданам государства. Что мы и наблюдаем в Израиле: мусульмане, католики, иудеи, православные (и прочие) - каждый "мучается" со своими равами/кадиями/священниками.
Кроме того - отделение религии от государства не противоречит критериям еврейского государства, и создание гражданских институтов в замен религиозных есть в программе многих партий в Кнессете.

У критиков остаётся лишь закон "
О возвращении".
Закон о возвращении не-демократичен (или является расизмом)

Основная критика заключается в том что ЗОВ нарушает принцип равенства между гражданами Израиля.
Этот аргумент не имеет под собой никакой основы - так как ЗОВ (как и любой иммиграционный закон) ведёт речь о том кто и как может стать гражданином, и никак не затрагивает права тех кто уже являются гражданами Израиля. Этот закон направлен вне Израиля и не делает не-евреев менее гражданами.

А если проверить, то ЗОВ вполне в духе иммиграционных законов многих стран, и не противоречит принципам международного права. В 
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (часть первая статья 1 параграф 3) указано "Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминация против какой-либо определенной национальности." Проще говоря - не пускать какую-то конкретную нацию нельзя, а вот впускать только какую-то конкретную нацию можно - так как все остальные нации страдают одинаково, и никакой дискриминации нет.

Страны в которых есть особые законы или статьи законов о натурализации/гражданстве:
Греция - для этнических греков, кстати у них и религия от государства не отделена.
Германия - для этнических немцев.
Армения - для этнических армян.
А так-же Ирландия, Польша, Болгария, Словакия, Венгрия и ещё порядком государств которые особо от других пускают к себе "свои" национальности.

То есть мы видим что Израиль является обычным национальным демократическим государством которых в мире вагон-и-маленькая-тележка. И то что он национальное еврейское государство, и даже наличие Закона о Возвращении не мешают ему быть демократическим государством.

UPD по теме отсутствия гражданских институтов по личным делам в Израиле:

То что в Израиле браками разводами и.т.п занимаются религиозные органы (у каждой религии/конфессии свой)  это оставленный в силе (сначала Британией во время мандата, а затем и Израилем) закон Оттоманской империи.
Как и многие другие законы он был оставлен в силе что-бы не создавать законодательного вакуума, временно, до принятия Кнессетом ответствующих новых законов - но так и остался.
Как ни парадоксально, как-раз демократические правила игры (лобби демократически избранных  депутатов от религиозных партий) не позволяют продвигать законы на эту тему.

Ещё раз хочу подчеркнуть что существующая ситуация (когда иудеи женятся через раввинат, мусульмане через шариатские суды и.т.п)  ни в коей мере не является производной того что Израиль это еврейское государство.
Введение гражданских институтов никак не изменит статус Израиля как еврейского государства.

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments