Лёва (sevastnikon) wrote in meast_ru,
Лёва
sevastnikon
meast_ru

О еврейском народе

«Народ в основе своей состоит из совокупности племен» – пишет Каддафи в своей Зеленой книге. Это утверждение – пример того, что этническое разделение людей меняется от региона к региону. В Северной Африке люди делятся на племена, в Европе – на народы. В Америке – в первую очередь на расы. Жители Ближнего Востока делятся в основном на общины, но есть и народы. Например, еврейский.

Но существует ли вообще еврейский народ?

Вопрос может показаться странным. Мы привыкли к тому, что евреи – народ. Так было записано и в советских паспортах, так записано и в израильских удостоверениях личности. Но на самом деле только у ашкеназских евреев в паспортах было записано «еврей», а у горских – «тат». «Официальным» языком «лиц еврейской национальности» был идиш. Так что еврейская национальность была по сути ашкеназской.

Что касается Израиля, то здесь национальность отличается от народа так же, как вероисповедание – от религии. Например, существует бедуинская национальность, в которую входят и бедуины-туркмены, и чернокожие бедуины. Есть еще арабская национальность, в которую входят мусульмане и христиане, но не друзы.

Конечно, запись в документах – вообще плохой аргумент в споре о народах. Еще один популярный аргумент в пользу существования еврейского народа – Танах. Действительно, там говорится о еврейском народе. Впрочем, если бы я сейчас писал на иврите или одном из европейских языков, получилось бы, что речь идет о разных народах, потому что все время я говорил об иудейском народе (Jews, יהודים), а Танах описывает еврейский народ (Hebrews, עברים). Но дело не в названиях. Неидентичность этих двух народов видна уже из того, что библейский еврейский народ населял два царства – Израильское и Иудейское, а современный еврейский народ составляют лишь потомки жителей Иудейского, хотя потомки жителей Израильского царства – самаритяне – еще сохранились. Главное же, что существование народа в древности еще не означает, что и его современные потомки тоже составляют народ. Например, когда-то существовал такой народ – викинги. Их потомки сейчас делятся на несколько народов: шведы, норвежцы, датчане и другие. Кто-то скажет, что, следовательно, таких народов нет, а есть и сейчас викингский народ. Тогда ему придется сделать вывод, что и норманны – викинги, а не французы, и еще несколько таких же оригинальных выводов.

Что такое вообще народ? Давайте проведем мысленный эксперимент. Остановим первого встречного на улице, конечно, в одном из тех мест, где народы существуют, скажем, в Европе, и, не упоминая слова «еврей», спросим его, что такое народ. «Наследственная группа людей с общим языком и культурой» так, примерно, он ответит. Может быть, еще упомянет общую территорию проживания.

Пойдем по порядку. Наследственная группа. Всем понятно, что это важно, но этого недостаточно. Скажем, религия – тоже наследственная группа. Несмотря на это, есть немцы-протестанты и немцы-католики. С другой стороны, отдельные индивиды могут и присоединяться к народу при помощи ассимиляции. Например, присоединение к русскому народу называется обрусением. Так как народ – понятие неформальное, присоединение к народу не может быть формальной процедурой, как гиюр.

Общий язык. Как мы знаем, сто лет назад у евреев его не было. Некоторые считают, что им был иврит. Но иврит ни для кого не был родным. Он был мертвым языком. Точно так же, как для средневековых европейцев латынь была общим, но мертвым языком, и при этом они не были единым народом.

Культура. Евреи в Польше танцевали фрейлихс и ели гефильте фиш в то время, как их собратья в Марокко ели муфлету и пели мизрахи, а в Йемене, соответственно, джахнун … и так далее.

Вообще, не существует четкого формального определения народа. Например, невозможно однозначно решить, достаточно ли сильно различаются культуры и языки молдаван и румын, сербов и хорватов, русских и украинцев, чтобы считать их различными народами. (Четкого различия между языком и диалектом тоже не существует. Обычно признание или непризнание идиома языком, а не диалектом, диктуется либо политическими соображениями, как в случаях с сербским и хорватским, а также с туркменским и киргизским языками, либо наличием литературы или хотя бы письменного стандарта.)

Поэтому еще один фактор при определении, является ли группа народом – это общественное мнение. В первую очередь, конечно, ее же представителей (это называется национальным самосознанием). И это самосознание – главный аргумент в пользу существования еврейского народа, потому что евреи во все времена считали себя единым народом (меньшинство, считающее иначе, появилось лишь в новое время, с ослаблением влияния религии).

Именно поэтому некоторые народы появились на волне национальных возрождений XIX – начала XX веков. Например, итальянский народ. Итальянцы, говорящие на разных диалектах, не всегда могут понять друг друга. Южные итальянцы по внешнему виду сильно отличаются от северных, потому что первые – потомки греков, норманнов и сарацинов, а вторые – ломбардов. Несмотря на это, итальянцы решили, что составляют народ, и стали им, а потом и добились независимости.

Из этих национальных возрождений наиболее впечатляет еврейское, потому что сионисты не только добились создания еврейского государства, но и создали два фактора из тех, что определяют народ: общий язык и общую территорию. Попытки создать общееврейскую культуру на иврите (важную роль в которых играли школы на этом языке) оборвала Катастрофа, поэтому эта культура и живой иврит появились лишь в Израиле. Таким образом, вместо давно не существовавшего еврейского появился новый израильский народ. Именно поэтому большинство светских сабр считает «своей группой» израильтян, хотя и признает существование еврейского народа. Я не проводил опроса на эту тему, но израильтяне говорят о стереотипах, связанные с израильтянами (а о галутных стереотипах еврея они и не слышали), об израильтянах, живущих за границей, говорят «он израильтянин», а не «он еврей», и т.д.

Но еврейское национальное возрождение продолжается. Евреи во всем мире учат в еврейских школах иврит – современный израильский живой иврит. Они считают Израиль своей страной и знают, что они – практически его граждане, так как могут в любой момент получить израильское гражданство. У многих в Израиле живут или жили родственники. Таким образом, евреи диаспоры присоединяются к израильскому народу, и он становится еврейским.

Subscribe

  • Дети и уколы

    Три вопроса к тем из вас, кто выступает за уколизацию взрослых, но против уколизации детей: 1. Где конкретно проходит возрастная граница, выше…

  • КАЖДЫЙ НЕМЕЦ- УБИЙЦА?

    Когда в 1952 году в Кнессете шло обсуждение сделки по платежам с Германией, лидер оппозиции Менахем Бегин обратился к своим сторонникам с такими…

  • Может еще есть надежда?

    Согласно статистике министерства здравозахоронения нашего гетто, разница в числе между двуколотыми и триколотыми перестала, как раньше, сокращаться и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Дети и уколы

    Три вопроса к тем из вас, кто выступает за уколизацию взрослых, но против уколизации детей: 1. Где конкретно проходит возрастная граница, выше…

  • КАЖДЫЙ НЕМЕЦ- УБИЙЦА?

    Когда в 1952 году в Кнессете шло обсуждение сделки по платежам с Германией, лидер оппозиции Менахем Бегин обратился к своим сторонникам с такими…

  • Может еще есть надежда?

    Согласно статистике министерства здравозахоронения нашего гетто, разница в числе между двуколотыми и триколотыми перестала, как раньше, сокращаться и…